АЛЕКСАНДР

ВАНГЕЛИ

 

школьный учитель

НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ

Учебно-педагогический блог - это реально!

 

Передовые педагоги понимают, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - мощное образовательное средство для всех участников учебного процесса.

Использование интернет-технологий в образовании не означает лишь «скачивание» информации, но и позволяет обрабатывать, перерабатывать учебный материал, сохранять, дополнять, переструктурировать, использовать для выполнения заданий в режиме on-line, общаться с другими обучающимися, с преподавателем, задавать вопросы. Таким образом, реализуются интерактивные формы обучения.

Очень эффективно в обучении можно использовать блоги, в педагогической практике они могут служить площадкой для педагогических дискуссий или для организации образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте. Педагогический потенциал блога в качестве самостоятельной интернет-технологии - основа для размещения учебного материала преподавателем и выполнения заданий студентами. Для обучающихся блог своего рода мультимедийная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, свое осмысление изученного материала. Все участники учебного процесса могут видеть и комментировать работы друг друга. Использование блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися, открытость, обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией.

Для обучающегося блог действительно становится персональной онлайн-публикацией. В отличие от форумов, на которых в произвольном (хаотичном) порядке мнение высказывают все участники дискуссии, блог дает возможность его хозяину полностью контролировать (модерировать) публикуемое содержание и последовательность комментариев.

Использование блогов в образовательном процессе имеет особенности, поэтому необходимо выделить время для того, чтобы ознакомить обучающихся с концепцией блогов, с целями их создания, с тем, как ведутся блоги, показать примеры удачных и неудачных блогов. Кроме того, для учебного блога необходимо разработать строгие правила, которые будут определять частоту размещения сообщений, их объем, количество гиперссылок, необходимость придерживаться темы обсуждения. Эти правила разрабатывают преподаватели вместе с обучающимися.

Необходимо объяснить, что блоги - это открытые публикации, поэтому друзья, родители и даже будущие работодатели могут прочитать все, что в них написано. Обучающийся должен помнить: как только его сообщение опубликовано в Сети, оно может сразу же быть прочитано и этот момент публикации необратим, даже если позже сообщение будет отредактировано или удалено.

Техническая реализация учебно-педагогических блогов в МБОУ Куйбышевская СОШ им. А.А. Гречко осуществляется с помощью https://dnevnik.ru. Это обеспечивает простоту и стабильность, легкий, удобный и понятный интерфейс; удобное отображение всей необходимой информации; легкое взаимодействие учителей и обучающихся; стимулирование их работы.

 

Эту и другие заметки моего блога читайте на моей странице в https://dnevnik.ru

 

Как стимулировать учащегося качественно готовиться к контрольной работе.

26 января 2018 в 14:43

Я заметил, что часто наши дети не всегда ответственно подходят к подготовке к контрольным работам. Когда-то давно я пытался мотивировать их подготовку с помощью так называемых "релейных контрольных работ". Суть этой технологии сводилась к тому, что ребята заранее знали все вопросы предстоящей контрольной работы и могли, готовясь к ней, вести конспект ответов, за который они смогут получить один бонусный балл к своей оценке по контрольной работе. Это стало очень популярным и, естесственно, прибавило мне работы. Но трудоемкость меня не испугала, т.к. я заметил, что ребята стали относится к контрольным более спокойно, а их успешность значительно повысилась.

 

Но времена меняются! Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ заставила пересмотреть свои подходы к контрольным работам, в которых определенное место стали занимать тесты с выбором ответа. Сами понимаете, что заранее знакомить  обучающихся с самими текстами бессмысленно: они пойдут по пути наименьшего сопротивления, т.е. выучат не факты, даты, а сочетания букв, цифр и т.п. Поэтому пришлось отказаться от "релейных контрольный работ". Однако потребность стимулировать подготовку осталась. Я стал размышлять, а как еще можно это сделать и пришел к мысли, что к этому вопросу можно подойти иначе: тест выявит реальную подготовку ребенка, т.е. какие темы он усвоил, а в каких есть пробелы. После ознакомления с результатами работы проводится работа над ошибками: ребята выписывают номера заданий, в которых они допустили ошибки, и получают список тем, которые проверялись в заданиях теста. Затем у них есть неделя, на то, чтобы эти темы повторить и устно представить мне в удобное для обучающихся время. Те, кто справится с этой работой, получают бонусный балл, который я прибавляю к их тестовому баллу.

 

Эксперимент я проводил в своих классах: 5А, 5Б, 5В, 8А, 8Б, 8В. Отзывчивость на работу оказалась разной: выше у тех, кто занимается хорошо и отлично. Для того, чтобы мотивировать пятиклассников с другой стороны, я выступил на родительских собраниях каждого класса. К сожалению это имело небольшой эффект, что доказывает необходимость повышать заинтересованность родителей не просто четвертными и годовыми оценками их детей, а и другими показателями успешности их детей. Нужно подумать как это сделать! А может быть вы мне поможете?

 

 

Подготовка к экзаменам: советы психолога

11 апреля 2018 в 17:09

Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за:

высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.

возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.

неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.

необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.

дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.

постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.

высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов,которые предлагают психологи. Их применение помогает:

ослабить эмоциональное напряжение;

сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ – Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку

оптимального планирования времени;

внимания;

памяти;

эмоциональной устойчивости.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить ввиде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

относитесь спокойно к большим «слонам»;

воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;

в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;

сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;

позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

Какова моя цель на этом этапе?

Сколько времени в моем распоряжении?

Как лучше использовать это время?

Какие задачи нужно решить в первую очередь?

В какой последовательности должны решиться эти задачи?

Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

Инструкция:

Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.

Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.

Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.

Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.

Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.

Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ :

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?

Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?

Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.

Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти.

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.

Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса,которые принадлежат только мне» –Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса,которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

 

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

 

Формирование ценностных ориентаций обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности по предмету

18 мая 2018 в 14:09

Актуальность использования проектной деятельности школьников состоит в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы.

 

В 8-х классах нашей школы, в которых апробируются ФГОС в  течение учебного года практиковал работу учащихся над проектами (сообщение и презентация) по различным темам курса истории. Ребята активно участвовали в формировании рабочих групп, выборе тем для проектной деятельности. В процессе работы над проектами и их презентации были выявлены следующие трудности:

 

  • обучающиеся не умеют правильно оформлять презентации (нечитаемый текст, преобладание текста над другими видами информации на слайдах презентации);
  • не сформированы навыки поиска и отбора необходимой информации (часто сообщение взято в готовом виде и не соответствует теме);
  • не сформированы навыки публичного выступления (сбивчивая неотработанная речь, проблемы выражения эмоций);
  • проблемы со сформированностью коллектива (не всегда гладко проходило формирование рабочих групп, внутри групп выделились люди, роль которых сводилась лишь к чтению сообщения)

Эти проблемы мы вместе с ребятами пытались решать в течение всего учебного года.

 

Уверен, что в следующем, 2018-2019 учебном году, проектная деятельность в 9-х классах будет продуктивнее!

 

© 2014-2018 Счастливый человек тот, который с удовольствием по утрам идёт на работу, а вечером, с не меньшим удовольствием, возвращается домой!